in english

Дмитрий Бальтерманц

Архив оригинальных фотографий

Бальтерманц Дмитрий Николаевич родился в 1912 году в Варшаве, тогда еще находившейся на территории Российской империи. Его отец, Григорий Столовицкий, было офицером царской армии, мать происходила из образованной семьи. Родители Дмитрия развелись, когда ребенку было три года. Некоторое время спустя, мать снова вышла замуж за адвоката Николая Бальтерманца, который усыновил малыша. Первая мировая война заставила семью Бальтерманцев покинуть Польшу. В 1915 году они переехали в Москву.

Революция 1917 года в одночасье смяла вековые традиции и моральные принципы, создав строй рабочих и крестьян, свободных от предрассудков прошлого. Детство Дмитрия Бальтерманца проходило в годы разрухи и гражданской войны, на фоне глубочайших перемен в социальном, экономическом и государственном устройстве страны. Его семья лишилась привилегированного статуса, а отчим был направлен на исправительные работы. Живя с матерью в полуразрушенной коммунальной квартире, Дмитрий учился в школе и с четырнадцати лет начал свою трудовую деятельность.

Перепробовав профессии шрифтовика, киномеханика и ассистента печатника в типографии «Известия», молодой рабочий впервые заинтересовался фотографией. Вскоре после этого типография направила его учиться на рабфак Московского государственного университета. В 1939 году Дмитрий Бальтерманц закончил механико-математический факультет МГУ и получил место преподавателя математики в Высшей военной академии в звании капитана.

В этом же году газета «Известия», с которой Бальтерманц продолжал сотрудничать, предложила ему поехать в командировку чтобы сделать фоторепортаж о присоединении к СССР Западной Украины. В случае успеха, он получал шан стать штатным фотокорреспондентом газеты. Таким образом выбор дальнейшего жизненного пути был сделан. Несмотря на то, что архив не сохранил материалов этой командировки, пути одного из самых известных советских фотографов был дан старт.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Дмитрий Бальтерманц часто говорил, что его поколение фотографов не умело снимать войну, и он бы отдал что угодно, чтобы не учиться этому. Поскольку публикация фотографий во время войны регламентировалась целями оптимистической пропаганды, многие эпизоды этой вселенской трагедии, запечатленной Бальтерманцем, были напечатаны только во времена хрущевской оттепели. Их публикация принесла фотографу мировую известность.

Весна 1945 года пришла с радостью победы и горечью утрат. По возвращении с фронта Дмитрий Бальтерманц был принят на работу в иллюстрированный журнал «Огонек», который уже с конца сороковых годов стал выходить в цвете. Читатели журнала часто вырезали из него цветные фотографии, чтобы скрасить послевоенную скудость интерьеров своих жилищ. Так имя Дмитрия Бальтерманца постепенно получило всенародную известность. Он много путешествовал по стране, фиксируя героические успехи народа в деле восстановления народного хозяйства, а затем — социалистического строительства.

Время Хрущева, падение культа личности, принесло в жизнь страны множество противоречивых элементов. Страх репрессий прошел, но идеология осталась той же. И все-таки «железный занавес» приоткрылся, позволив советским людям познакомиться с последними достижениями мирового искусства, в первую очередь, с фотографией. Так начался процесс, от которого выигрывали обе стороны: Запад открыл для себя советскую фотографию, а советские фотографы познакомились с творчеством американских и европейских коллег. Бальтерманц стал часто бывать заграницей, поскольку «Огонек» бы аккредитован на всех официальных правительственных визитах и международных конференциях.

Оставаясь активным фотожурналистом, Дмитрий Бальтерманц стал членом редакционной коллегии, а также возглавил фотоотдел «Огонька». Многочисленные командировки, километры отснятой пленки позволили ему составить большое выставочное портфолио. Его первая персональная выставка прошла в Лондоне в 1964 году, а затем в 1965 году в Нью Йорке, где встретила теплый отклик у профессионалов и публики. Далее последовала серия выставок по всему миру, число фотографий все время росло.

Мировой авторитет Бальтерманца-фотографа рос, несколько лет подряд он становился членом жюри конкурса World Press Photo. Многие годы он был президент фотосекции Общества дружбы с народами зарубежных стран, представляя СССР на различных фотофорумах.

Приход к власти Горбачева в 1985 году был с оптимизмом встречен во всем мире. В «Огоньке» главным редактором стал Виталий Коротич. Под его руководством журнал, полностью обновивший свою концепцию и омолодивший свои кадры поднялся на новую ступень популярности. Несмотря на преклонный возраст, Дмитрий Бальтерманц был оставлен членом редколлегии и продолжал руководить фотоотделом издания. Поскольку его профессионализм был выше политических изменений.

В годы Перестройки выставочное портфолио Бальтерманца пополнилось ранее по тем или иным причинам не публиковавшимися фотографиями из его архива. В 1989 году успешно прошли его персональные выставки в Финляндии и Франции.

В июне 1990 Дмитрий Бальтерманц внезапно заболел и через неделю скончался от инфекции почек в возрасте 78 лет. До последних дней он оставался остроумным и активным человеком, вызывающим любовь и гордость близки и симпатию окружающих.

Татьяна Бальтерманц, дочь Дмитрия Бальтерманца